Умирающий бренд «Свободы»?

радио свобода, ребрендинг, бренд, персональный брендНедавно узнал, что радио «Свобода» прекращает вещание в России на средних волнах и усиливает свое присутствие в интернете. Это решение большинством голосов поддержал Совет управляющих вещанием при правительстве США (Broadcasting Board of Governors). Одной из причин перехода в интернет называют постановление правительства России о лимите в 48% иностранного уставного капитала для вещающих в стране СМИ.

Является ли данное постановление главной причиной свертывания радиостанцией своего эфирного вещания? Очевидно, что нет. Другое дело, что это хороший повод прибавить себе очков в качестве «притесненного режимом» средства массовой коммуникации.

Настоящая же причина состоит в том, что бренд «Свободы» просто не мог дальше жить в таком виде, в каком он существовал в последние годы. Если в происходящем вокруг радиостанции и есть политические мотивы, то они просто подтолкнули агонизирующий медийный организм к альтернативе «умри – или выживи».

В школьные годы я занимался радиолюбительством, мастерил различные электронные устройства и, конечно же, «путешествовал по радиоволнам». В советское время радио «Свобода», как и несколько других радиостанций, действительно была для нас одним из ручейков информации из-за «железного занавеса». Тогда она давала знания, доступ к которым был весьма ограничен для большинства советских людей. К тому же, в лучшие для радиостанции годы ее бренд усиливался тем, что культурные программы на ней вели такие замечательные литераторы, как Сергей Довлатов, Борис Парамонов, Сергей Юрьенен и некоторые другие. Вообще, большие персональные бренды довольно часто усиливают корпоративные бренды. Мы хорошо видели это на примере Стива Джобса и компании Apple. Да и сама корпорация Apple постоянно использовала в своих рекламных кампаниях персональные бренды выдающихся людей.

В последние же два десятилетия на «Свободе» нельзя было услышать ничего такого, чего мы не могли бы получить через другие источники, т.е. ее значимость, как информационного продукта постоянно падала. При этом особенностью радиостанции являлось то, что по своей идеологии и стилю она зависла на рубеже восьмидесятых годов прошлого века. Соответственно, основную аудиторию радиостанции составляли люди предпенсионного и пенсионного возраста. А разве эта аудитория интересует правительство США? В связи с этим совершенно неудивительно, что сейчас идут существенные сокращения устаревшего персонала редакции и набираются новые силы и разрабатываются новые маркетинговые планы. Скорее всего, под новую аудиторию подберут и актуальные для нее персональные бренды.

Возможно, найдутся люди, которые скажут, что «Свобода» – это независимая радиостанция. Однако ни для кого не секрет, что для соблюдения псевдо-независимости от правительства США, финансирование вещателя ведется не напрямую американским конгрессом, а через Совет управляющих вещанием. И с той же целью радиостанция «Свобода» зарегистрирована, как частная корпорация. При этом новый директор станции говорит: «Условия финансирования таковы, что «Свобода» должна делать то, что не делают другие СМИ».

Чего же не делают другие? На этот вопрос вполне конкретно ответил в интервью изданию gazeta.ru профессор Гудзоновского института Дэвид Саттер: «радио «Свобода» – эта радиостанция была одним из самых важных инструментов влияния США и вообще западного мира в России». А разве интересно людям из Белого дома влиять на стареющую аудиторию? Ответ вполне очевиден. Поэтому переход в интернет – это просто разумное и экономичное решение, это эффективный способ подобраться к более молодой аудитории. Ведь «нагнать» массовую молодежную аудиторию в средневолновый диапазон задача весьма трудная, если вообще выполнимая без привлечения значительных ресурсов.

Ну а тем, кто считает, что «железный занавес» возвращается, нужно, прежде всего, раздвинуть его у себя в сознании. В современном мире информационное пространство едино, пребывание в нем и точки входа в него независимый человек способен регулировать сам. А если он не желает этого делать, то речь идет всего лишь о пристрастиях, либо о предвзятости – собственно, о персональном «железном занавесе».

Займет ли обновленный бренд «Свободы» значимое место на тесном медийном рынке? Безусловно, у этого «сеятеля» есть вполне благодатная почва, которую и рассчитывает окучивать внешний заказчик. Ведь неслучайно новым директором станции назначен человек, известный своим крайне неприязненным отношением к главе Российского государства. А результаты некоторого ребрендинга «Свободы» мы увидим уже в ближайшие пару лет.

© Валерий Бо

Оставьте комментарий